2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.
Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка.
Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.
Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В.Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Историческая справка
В 2018 году исполнилось 62 года с тех пор, как в Рязанской области началось централизованное развитие детского технического творчества. Ресурсный центр дополнительного образования — преемник добрых традиций и славного пути, который прошло учреждение, открытое в Рязанской области более 60 лет назад.
Основные этапы становления Центра:
1956 г.- открыта областная станция юных техников–ОСЮТ. Первый директор станции — Кочетков А.Г.
1975 г. – открыт Дом технического творчества учащихся учебных заведений начального профессионального образования.
2009 г. — путем слияния Центра детского (юношеского) технического творчества (ранее – ОСЮТ) и Дома творчества учащейся молодежи (Дом технического творчества) был образован Центр развития творчества детей и юношества, который возглавила Егорова Валентина Владимировна, Отличник профтехобразования РФ, Почётный работник общего образования РФ, руководитель высшей категории.
2016 г. — за активную работу в области развития дополнительного образования и детского технического творчества в регионе учреждение переименовано в областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ресурсный центр дополнительного образования»
2. Ресурсный центр дополнительного образования сегодня
Ресурсный центр дополнительного образования направляет свою деятельность на сохранение сети учреждений дополнительного образования детей, повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, развитие кадрового потенциала.
Учреждение является обладателем 8 золотых, 32 серебряных и 133 бронзовых медалей, победителем международных и всероссийских конкурсов, фестивалей, смотров, конференций и соревнований, 152 воспитанника награждены именными стипендиями Губернатора Рязанской области, 16 обучающихся – обладатели Премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи.
В РЦДО работают два музея: уникальный музей истории начального профессионального образования Рязанской области и музей педагога дополнительного образования, Заслуженного учителя РФ, родоначальника авиационно-космического образования в Рязанской области Малина Н.Н.
Реализуются и инновационные проекты. Среди них недавно открытый детский технопарк Кванториум «Дружба» и Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности», который передали региону в декабре 2017 года. «Лаборатория безопасности» направлена на снижение числа аварий с участием детей. Инновация проекта заключается в использовании в работе современных подходов и комплексных ресурсов.
Направления образовательной деятельности РЦДО — техническое, художественное, туристско -краеведческое, социально-педагогическое. Каждое творческое объединение – экспериментальная площадка. Развиваются и новые сферы деятельности. Среди них, например, робототехника, ЛЕГО-конструирование, промышленный дизайн, шахматы.
С детьми работают профессиональные педагоги – более 60% имеют высшую и первую квалификационные категории, почетные звания и награды.
В Центре создана система повышения профессионального мастерства. Она включает в себя семинары, работу методических объединений, проведение консультаций, мастер-классов.
В 2016 году учреждение получило статус Ресурсного центра дополнительного образования.
Ежегодно воспитанники и педагоги центра принимают активное участие в конкурсах, фестивалях и конференциях разного уровня, работы сотрудников публикуют в разных сборниках. Например, в сборник «100 лучших практик дополнительного образования детей России научно-технического профиля» вошла статья директора РЦДО Валентины Егоровой «Программа развития ОГБУДО «Ресурсный центр дополнительного образования» на 2018 — 2020 гг.,», а в сборнике «Дополнительное образование в лицах и судьбах» опубликованы статьи сотрудников центра, принимающих активное участие в мероприятиях ФЦТТУ
К 100 — летию системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России в Ресурсном центре состоялись мероприятия:
март — областной фотоконкурс «Юность России»
март — областной конкурс научно-технического творчества молодежи «Рязанские Кулибины»
апрель — областной конкурс творческих работ «Мечта нас зовет к звездам!»
май — областной конкурс «Мастерами славится Россия, мастерами славится Рязань»
октябрь — областной конкурс педагогических проектов «Педагогические вдохновения»
19 ноября — шахматный турнир «Педагоги и дети»
21 ноября — праздничное мероприятие «Дом окнами в детство»
Также сотрудники Ресурсного центра дополнительного образования стали участниками Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы качества и результативности функционирования организаций (учреждений) системы дополнительного образования детей в современных условиях», которая прошла в Федеральном центре технического творчества учащихся ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» 30 — 31 октября 2018 г. Конференция была посвящена 100-летию системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России и 100-летию комсомола. (Читать на сайте…)
26.11.2018г.
В Рязанской области стартовали областные, межмуниципальные мероприятия, приуроченные к 100-летию системы дополнительного образования. Пройдут встречи, мастер-классы, мастерские, в которых примут участие более 1000 педагогов.
23 ноября в Михайлове прошла областная информационно-методическая площадка для педагогов дополнительного образования Захаровского, Михайловского, Пронского, Скопинского районов, г. Скопина.
На мероприятии представили опыт работы муниципальных систем дополнительного образования, обсудили задачи в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей Рязанской области». Педагоги дополнительного образования Ресурсного центра дополнительного образования провели мастер-классы «Робототехника», «Стендовый моделизм», «Аэро».
Лучшим педагогам вручили почетные грамоты министерства образования и молодежной политики региона, ветеранам педагогического труда – подарки.
Такие площадки также пройдут в Ряжском и Шиловском районах, в Касимове, Рязани и Сасове.
4-5 декабря в Рязани состоится областной Форум. Он объединит более 600 педагогических работников, ветеранов, гостей. В его рамках пройдут мастер-классы от ведущих областных учреждений дополнительного образования детей, конференция, награждение лучших и концерт. Будет работать выставка «Развитие доступного дополнительного образования для детей Рязанской области».
Завершатся праздничные мероприятия направлением делегации 6-7 декабря для участия в V Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования.